Родившегося 29 августа в Турции младенца не отпустили на родину, в Россию, вместе с родителями, так как они не смогли оплатить счет, выставленный турецкой больницей, — около 30 тыс. долларов. Оказалось, что медицинская страховка эту сумму не покрывает. "Телеграф" взялся выяснить, насколько защищены в подобной ситуации туристы из Латвии.
Справку на стол!
Для большинства из нас поездка на заморский курорт начинается с путевки. Рекламные издания пестрят предложениями многочисленных турагентств, и почти у всех в портфеле — жаркая и сравнительно недорогая Турция. Поэтому первое, что мы решили выяснить, — какова мера ответственности "засылающей" конторы и придают ли там вообще значение интересному положению своих клиенток.
— По поводу случившейся с российскими туристами истории у меня сразу возникает вопрос: "А куда смотрел туроператор?" — удивляется директор турагентства Begonija Бэла Гондельман. — Есть же определенные нормы, на каком сроке беременности женщина может выезжать на курорт, и это явно не 7 месяцев. У нас, например, такие правила: женщина в положении должна принести нам справочку, в которой будет указан срок и дано разрешение врача на поездку (таким образом, он несет ответственность, но денег с него, понятно, в случае чего не взыщут). Мы отправляли клиенток со сроком до 5 месяцев, при более поздней беременности никто не летал. Если у нас собирается купить путевку женщина в интересном положении, то я такой вариант всегда контролирую.
Причем туроператор обязан позвонить в авиакомпанию и уточнить, на каком сроке беременности женщина может совершить перелет. Если нет справки (которую следует взять с собой в поездку) или авиаперевозчик не дал своего согласия, мы заказ тура не оформляем. И мы не сталкивались с тем, чтобы клиентка не сообщила нам о своем положении. Что касается страховки, турист, во-первых, страхуется на время полета (это делает авиакомпания), он имеет медицинскую страховку, у нас есть страховка багажа и так называемая максимальная страховка — если с туристом что-то случается, например, человек плохо себя почувствовал, простудился, заболел, попал в больницу и так далее, то выплачивается определенная сумма. Страховка, которую мы делаем для своих клиентов, — стандартная медицинская, а беременность как таковая и роды не относятся к болезням, женщина как раз считается здоровой.
Но если у нас появляется беременная клиентка, мы все заранее выясняем со страховой компанией, с которой сотрудничаем, и сообщаем будущей мамочке, на что она может, а на что не может рассчитывать. Я вообще считаю, что беременным не следует так рисковать ребенком, я бы и на 2-м месяце не полетела — мало ли что, акклиматизация, жара... Прежде чем сесть в самолет, женщине надо как следует подумать.
К тому же не мешало бы заранее изучить законы страны, в которой вы можете разродиться, а то неровен час вашего ребенка вообще из нее не выпустят.
Беременность — это не несчастный случай
Допустим, туроператор подстраховался, справочку потребовал, а преждевременные роды все-таки случились. Могут ли латвийские туристы в такой ситуации рассчитывать на помощь страховой компании?
— Нет, ни на что, к сожалению, они рассчитывать не могут, — сообщила Телеграфу директор отдела личного страхования BTA Екатерина Радзинская — Это ответственность конкретного человека, который совершает подобный шаг, и врача, который разрешает женщине отправиться на курорт на таком сроке беременности. Страховка для выезжающих за границу предусматривает оплату медицинских услуг в случае болезни или несчастного случая. Беременность под это определение не подпадает. Если женщина попадает, допустим, в автокатастрофу, страховая компания оплатит все. Но если случились роды на 7-м месяце беременности, то это не будет считаться непрогнозируемым случаем.
А туристическая страховка оплачивает все то, что человек не может предсказать, — это ее суть. Местная страховка здоровья оплачивает любое посещение врача в любой момент, а страховка, которая действует за границей, предусматривает оплату непрогнозируемых проблем со здоровьем. Поэтому те, кто едет за границу, должны знать, что они не могут рассчитывать на покрытие расходов, связанных с преждевременными родами, и мы об этом обязательно информируем. Мы не спрашиваем в момент заключения договора, беременна клиентка или нет. Обычно происходит наоборот — женщина в положении сама интересуется условиями и получает ответ, который, по крайней мере, должен заставить ее задуматься. И то, что российская страховая компания заплатила 2 тысячи долларов за операцию, я думаю, это просто акт их доброй воли. Ни одна европейская страховая компания подобные расходы также не покрывает. И тому есть простое объяснение — ведь, согласитесь, было бы неплохо рожать, допустим, в Швейцарии за счет страховой компании?
Женщина за бортом
Незадачливые родители из России уверяют, что врач был не против их поездки на курорт. К тому же при всей бдительности туроператора беременная женщина может просто не поставить его в известность. В конце концов, путевку можно приобрести через Интернет, и тогда первая встреча с клиентом состоится в лучшем случае уже в аэропорту.
— Функция аэропорта — это контроль безопасности, который проходят все пассажиры, — рассказал Телеграфу заведующий отделом по связям с общественностью аэропорта Rīga Мартиньш Ланграц. — При этом используются те же технологии, что и в медицинской сфере. Но ни в какие вопросы, связанные со здоровьем пассажира, аэропорт не вмешивается. Беременность на любом сроке не ограничивает передвижение женщины по территории аэропорта, в том числе к самолету. А то, что происходит на его борту, — уже дело авиаперевозчика.
Принимают ли самолеты на борт женщин в интересном положении и на каком сроке? С этим вопросом Телеграф обратился к заместителю начальнику службы бортпроводников компании Latcharter Татьяне ПЛАВУНОВОЙ.
— Конечно, у нас есть определенные ограничения для беременных женщин — они должны предъявить справку о том, что врач разрешает им перелет, если "интересное положение" уже заметно, — объяснила Татьяна. — Но наша компания запрещает перелет при сроке, начиная с 32 недель (8 месяцев) даже при наличии такого разрешения. Так как мы сами не продаем билеты, данные условия оговариваются с турфирмами, и мы обязываем их включить этот пункт в договор. Такая необходимость появилась после нескольких случаев, когда турфирмы не сообщили клиенту о наших ограничениях. Представьте, пассажирка приобрела путевку, приезжает в аэропорт, и наши сотрудники на регистрации видят, скажем так, сильно беременную женщину. Мы не допустили ее к полету, и она грозилась, что подаст на нас в суд, потому что у нее есть договор с турфирмой, в котором отсутствует какой-либо запрещающий пункт; поэтому на каком основании мы ее не допускаем к перелету?
Теперь мы имеем полное право не допускать беременных на определенном сроке. Каждая авиакомпания сама устанавливает этот срок. И на следующий год, может быть, нам стоит задуматься о его сокращении. У нас был случай, когда у женщины с небольшим сроком беременности началось во время полета кровотечение. Хорошо, что на борту оказался врач, а у нас в аптечке имеются специальные медикаменты, которые имеют право вскрыть и применить только врачи. Это был короткий перелет, самолет вскоре приземлился, и женщину увезли на "скорой". Она говорила, что это был очень долгожданный ребенок, — тогда зачем она так рисковала? Еще один раз пассажирка на небольшом сроке беременности летела отдыхать в Анталью, там вела очень активный образ жизни, и у нее произошел спонтанный аборт. Она попала в больницу. Я считаю, это очень легкомысленно. Если уж женщина решилась стать мамой, то зачем так издеваться над своим организмом и будущего ребенка? Люди, видимо, надеются на авось. В Турции, например, сейчас 30 градусов в тени — это нагрузка и на сердце, и на весь организм.
Комментарий специалиста
Главный гинеколог-акушер, заведующая клиникой акушерства при больнице Страдыня Майра ЯНСОНЕ: Советовать не буду, но думаю, Турция — не лучшее место для беременных.
— Ехать или не ехать на курорт, будучи беременной, — это решение принимает сама женщина, это ее выбор. Если что-то случится потом, это еще не означает, что причина — поездка на курорт. Но с такой возможностью она должна считаться. Во-первых, преждевременные роды с полетом точно не связаны. Здесь больше существует риск тромбоза в связи с нахождением в определенной позе с согнутыми ногами. Во-вторых, говорят о риске радиации на высоте. Остальное никак не влияет на беременность. Но причиной осложнений может стать стресс, и определенный процент преждевременных родов на курортные поездки все-таки приходится.
Размышляя, ехать ей или не ехать, женщина должна осознавать, что всегда, на любом сроке и даже без риска беременность может прерваться, и врач дает справку и гарантию, что только на данный момент нет опасности для беременности. Но через день-два даже при идеальных условиях могут произойти какие-то изменения. Я не могу советовать своей пациентке, ехать ей или не ехать. Я могу только дать ей справку, существует или нет на данный момент угроза прерывания беременности. Но думаю, что ехать на жаркий курорт и вообще путешествовать беременной женщине не очень полезно. Одно дело, когда едут по работе в какой-то европейский город, и другое — в Турцию. Но очень многие едут, и женщина должна осознавать риск. У нас случались выкидыши в Турции, так что это не первый случай.